Сампсониевский собор Смольный собор Спас на крови Исаакиевский собор
фотогалерея  :: персоналии :: жития святых :: english :: deutsch :: francais
 

Flash ролик 1.2 Mb

















     Государственный музей-памятник "Исаакиевский собор" > Исаакиевский собор > Реставрация > Реставрация в наши дни

Реставрация в наши дни

Наиболее объемные и многоплановые реставрационные работы в Исаакиевском соборе проводились в период 2002 – 2003 годов. Они включают ряд направлений, связанных с разнообразием материалов и технологий, использованных при возведении этого грандиозного сооружения.

Консервационные и реставрационные работы на храме-памятнике проводятся в следующих направлениях:

  • реставрация мраморной облицовки стен и резного мраморного декора;
  • реставрация медных скульптур с элементами воссоздания поверхности;
  • консервация бронзовых горельефов на фронтонах портиков и наружных вратах собора;
  • очистка и ликвидация дефектов поверхности гранитных облицовки и колонн;
  • очистка позолоты главного купола и звонниц собора;
  • консервация бронзовых элементов декора колонн;
  • реставрация кровельного покрытия;
  • консервация медных розеток сводов над портиками и медных листов облицовки сводов и барабана купола;
  • ремонт вспомогательных металлических элементов и конструкций из черного металла;
  • ремонт кровель.

Общая стратегия работ – выявление причин, приводящих к прогрессирующему разрушению конструктивных, декоративных и облицовочных материалов храма-памятника, и их консервация.

Решались эти задачи с учетом данных о причинах образования тех или иных дефектов поверхности материалов, а также с использованием методов и технологий, позволяющих восстановить декор с минимальным техническим вмешательством.

Реставрация мраморной облицовки фасада

В этот раздел входит комплекс работ, которые можно подразделить на консервационные и инженерные. Намечено было ликвидировать ряд аварийных участков облицовки, а также приостановить разрушение поверхности и структуры мраморных блоков.

Работы проводятся по следующей схеме:

  • обследование состояния облицовки и составление картограмм дефектов;
  • оценка состояния материалов облицовки с помощью неразрушающих методов диагностики на особо ответственных участках;
  • демонтаж и замена аварийных консольных элементов (модульонов) с глубокими трещинами и нарушениями структуры на элементы из меди (традиционная технология с начала реставрации собора);
  • стабилизация и закрепление деформированных блоков с помощью установки дополнительных клеевых анкеров;
  • инъекционное укрепление отслаивающейся облицовки (комбинирование введения специального раствора и крепежных анкеров);
  • очистка поверхности с удалением слоя перерожденного камня;
  • восполнение мелких утрат с помощью клеевых материалов на основе минеральных вяжущих;
  • стабилизация трещин в камне с помощью введения специальных клеевых составов и микроинъекций;
  • восполнение утрат шовного раствора;
  • укрепление структуры камня в местах его разрушения;
  • переборка разрушающихся блоков или их фрагментов с заменой камня на аналогичный рускеальский мрамор;
  • уплотнение поверхности камня и снижение его шероховатости с помощью механических средств обработки;
  • защита поверхности мраморных блоков от атмосферных воздействий.

Все работы проводятся только после лабораторных и натурных исследований сохранности материалов убранства собора, а также после испытания привносимых реставрационных материалов и разработки технологий ведения реставрации.

Реставрация медных скульптур с элементами воссоздания поверхности

Восемь скульптур ангелов  на аттике собора были выполнены с применением различных технологий. Некоторые элементы исполнены в технике гальванопластики, другие – в технике выколотки листовой меди. Имеются также вставки выколотого листового свинца с омедненной поверхностью при помощи гальванопластики.

При консервации этих объектов выполняются следующие операции:

  • расчистка крепежа из кованого железа с последующей защитой (в некоторых случаях с усилением);
  • удаление загрязнений с поверхности скульптуры;
  • ликвидация дефектов медных и свинцовых оболочек, а также «тиковой» пайки;
  • воссоздание слоя меди на поверхности оболочки скульптур с помощью гальванического нанесения  и газодинамического напыления;
  • воссоздание толщины медных листов в местах их разрушения;
  • упрочнение разрыхлившихся слоев минеральных пленок на поверхности меди;
  • локальное патинирование поверхности и ее защита.

При проведении этих работ используются уникальные технологии нанесения меди на поверхность скульптуры с воссозданием первоначальной толщины оболочки ее элементов.

Консервация бронзовых горельефов на фронтонах портиков и наружных вратах

Эти работ связаны с восстановлением общей схемы крепежа горельефов на фронтонах и воссозданием их эксплуатационных и экспозиционных характеристик.

Были проведены следующие обязательные операции:

  • очистка, усиление и защита крепежных элементов из черного кованого металла;
  • удаление загрязнений и разрушений пигментированного воска с поверхности горельефов;
  • ликвидация дефектов бронзового литья, вызывающих попадание влаги и загрязнений во внутренний объем горельефов;
  • восстановление систем водоотвода и дренажа бронзовых горельефов;
  • уплотнение разрыхленных минеральных пленок на поверхности бронзы.

Работы проводятся с использованием нейтральных моющих материалов, а также с учетом традиционных для реставрации памятников из бронзы технологий.

Очистка и ликвидация дефектов поверхности гранитной облицовки и колонн

В облицовке собора были использованы две разновидности гранита «рапакиви», что и определило выбор методов очистки и консервации поверхности этого камня.

Очистка цоколя собора, его стилобатов и тротуарных плит проводится  путем промывки специально разработанным составом для удаления плотных сажистых загрязнений с их поверхностей, частично разрушенных атмосферными воздействиями.

Полированные гранитные колонны собора промываются более «мягким» моющим  средством.

Материалы для удаления загрязнений с поверхности гранита были отобраны в результате лабораторных исследований. Основной критерий отбора –  эффективность удаления сажи и пыли с поверхности и сохранение полировки гранита.

Очистка позолоты  главного купола и  куполов звонниц

Золочение главного купола собора и куполов звонниц было выполнено «огневым способом» при помощи амальгамы, и обладает исключительной стойкостью к атмосферным воздействиям. Но в настоящее время в отдельных местах слой позолоты утрачен,  а медь покрыта минеральной пленкой (патиной).

Общее состояние позолоты купола и звонниц позволяет произвести только расчистку поверхности от отложений сажи и копоти.

Промывка купола делается нейтральным по отношению как к позолоте, так и к патине составом, включающим несколько ПАВ.

Консервация бронзовых элементов декора колонн

 Бронзовые базы и капители колонн собора консервируются по следующей схеме:

  • расчистка поверхности от пыли, сажистых  загрязнений и органических пленок;
  • уплотнение минеральных пленок на поверхности бронзы;
  • защита поверхности бронзы.

 Используются традиционные технологии, применяемые для консервации поверхности бронзы.

Консервация медных розеток  на сводах портиков и медных листов облицовки сводов и барабана купола

Консервация элементов медного декора сводов и элементов облицовки из окрашенной меди проводится путем  использования современных атмосферостойких красителей.

Реставрация  декоративных элементов из меди и медной облицовки проводится следующим образом:

  • демонтаж медных розеток и их реставрация в стационарных условиях: ликвидация дефектов поверхности и пропаивание стыков оболочки;
  • очистка поверхности от разрушенного красочного покрытия до меди или плотных слоев старой окраски (масляной краски);
  • предварительная подготовка и окраска поверхности колером «под мрамор».

Для подготовки медной поверхности и ее окраски используются материалы, примененные  более чем пятнадцать лет  назад в экстерьере собора для защиты меди.

Консервация и реставрация в Исаакиевском соборе проводятся рядом специализированных реставрационных организаций, имеющих опыт работы по реставрации каменного и металлического декора, при авторском надзоре со стороны НИИ «Спецпроектреставрация» и техническом надзоре со стороны главного инженера ГМП «Исаакиевский собор».

Подготовлено Л.И.Соловьевой